Олег ПОЛЯКОВ: «Атмосфера доброжелательности»

Олег ПОЛЯКОВ: «Атмосфера доброжелательности»

17 июля 2013
Депутат Законодательного собрания, член фракции ЛДПР, директор ООО «Национальная кухня» Олег Поляков - о существующих мерах поддержки предприятий малого и среднего бизнеса и необходимости появления доброжелательных чиновников.

В чем главная причина недостаточного внимания к проблемам малого и среднего бизнеса со стороны федеральных и региональных властей?

-Те налоговые поступления, которые идут в федеральный и региональный бюджет от среднего и малого бизнеса, являются лишь корректировкой этих бюджетов, и доля доходов от них не так существенна, как налоговые поступления от крупного бизнеса. Однако в Пермском крае около 300 тыс. человек заняты в малом и среднем бизнесе, и если не оказывать этому направлению деятельности никакой поддержки, то это приведет к нагнетанию социальных проблем.

Подобное восприятие связано с приоритетом сырьевого сектора экономики. Очевидно, если бы мы жили в условиях нехватки ресурсов, как развитые западные страны или передовые государства Азии, то ситуация была бы другой. Поэтому пока сохраняется приоритет сырьевого сектора в экономике, сложно говорить о целенаправленном и масштабном развитии малых и средних предприятий.

Такое отношение, в общем, устраивает и сам малый и средний бизнес. Довольно распространенным здесь является мнение о том, что если государство не мешает, то это уже хорошо. И зачастую восприятие государственных органов сводится к одному - они созданы только для того, чтобы осуществлять функцию контроля. Несмотря на заявления президента на последнем экономическом форуме о том, что государство повернулось к бизнесу лицом, сознание предпринимателей в один миг не изменится. Государство должно показать действительную заинтересованность в развитии предпринимательства.

Есть ли какие-то серьезные подвижки в государственной политике в области малого и среднего предпринимательства за последние годы?

-За последние 15 лет мы создали не одно предприятие, и в совокупности они обеспечивают порядка 2000 рабочих мест. За все это время не было интереса со стороны чиновников, какие у нас проблемы, в чем нужна помощь, чтобы, например, создать еще 1000 рабочих мест.

Подобное безразличие встречается повсеместно в отношении малых и средних предприятий, тогда как заключение договоров о крупных сделках сырьевых компаний неизбежно сопровождается выступлениями первых лиц государства или региона.

При этом нельзя сказать, что сами предприниматели не могут сформулировать свои проблемы, ведь представители бизнеса входят и в состав общественной палаты края, и не так давно был создан совет по предпринимательству при губернаторе, но он, к сожалению, пока не приступил к полноценной работе. Кроме того, представители конкретных предприятий сами нередко обращаются в государственные органы с указанием на проблемы административно-правового регулирования в той
или иной отрасли. Но реакция на такие обращения минимальна.

Как вы можете оценить в этой связи появление новой должности в структуре
федерального и региональных правительств - уполномоченного по правам предпринимателей?

-Безусловно, появление этой должности играет положительную роль. Однако согласно соответствующему федеральному закону, реальных рычагов воздействия уполномоченный практически не имеет. Этот закон, как и должность уполномоченного, являются «беззубыми». Например, в случае неоднозначности результатов той или иной проверки или самого ее факта бизнес-омбудсмен может лишь направлять соответствующие запросы в прокуратуру или в ведомство, проводившее проверку. Но то же самое может делать практически любой гражданин. Поэтому появление этого института, конечно, радует, но он явно нуждается в дальнейшем совершенствовании.

В мае прошлого года правительством была утверждена долгосрочная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы. Как вы можете оценить положения этой программы?

-Программа до сих пор находится на рассмотрении Законодательного собрания. Она прошла лишь первое чтение в краевом парламенте и будет рассматриваться в августе в рамках второго чтения. В принципе показатели этой программы понятны и сосредоточены на увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса, повышении их валового продукта и т. п. Среди интересных механизмов программы можно отметить возможность получения льготных кредитов через Пермский гарантийный фонд. В частности, компенсация ставки по кредиту предусматривалась, если предприятие успешно реализует инвестиционный проект и в течение последующего года увеличивает количество рабочих мест и повышает объем своих оборотных средств. Сейчас, насколько я знаю, эту возможность ликвидировали.
Остался лишь обычный формат выдачи субсидий. При этом реальные, а не рекламные банковские ставки по кредитам для субъектов малого и среднего бизнеса сегодня составляют от 18 до 22 %, такие ставки назвать льготными, конечно, нельзя.

В плане каких-то стратегических мер - что нужно сделать, чтобы действительно изменить ситуацию в области поддержки предпринимательства?

-Эту проблему можно решить только путем повышения качества самой государственной службы, т.е. необходимо, чтобы соответствующие государственные посты занимали люди, которые действительно хотят изменить ситуацию к лучшему, для которых решение этой проблемы стало бы важной и интересной целью в жизни. Вообще проблема нехватки кадров присуща и бизнесу, она также сдерживает его развитие, но это тема для отдельного разговора. Кроме того, на данный момент нет общей концепции разработки мер, направленных на выявление наиболее динамично развивающихся предприятий и их стимулирования.

Если говорить о неком идеале: к чему должна привести политика федеральных и краевых властей в области развития предпринимательства?

-Нужно изменить само отношение к предпринимателям, которое было создано за предыдущие годы. Отмечу, что сам по себе контроль со стороны государства - совершенно необходимая мера, но практика показывает, что в его результате обязательно должны быть выявлены нарушения в деятельности предприятия, иначе контроль будет считаться неэффективным. Данный подход нужно принципиально менять. В конечном счете, для предпринимательства должна сложиться благоприятная атмосфера, которую довольно сложно выразить в виде каких-то показателей или статистических выкладок. Ведь порой достаточно элементарной доброжелательности со стороны чиновников.

Максим Черепанов, Business class, №26 (440)
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~z2ZXm