Прикамье и космос

Прикамье и космос

14 апреля 2017
Прошедший недавно День космонавтики как профессиональный праздник отмечают далеко не во всех регионах нашей страны. Пермский край в этом смысле входит в число избранных, поскольку ракетно-космическая отрасль стоит в Прикамье на четырех «китах» - ПАО «Протон-ПМ», НПО «Искра», пермский завод «Машиностроитель» и АО «Уральский НИИ композиционных материалов». Все они входят в разные структуры, но вместе дают жителям края основание считать наш регион вполне космическим.

Причем если «Протон-ПМ» - это, прежде всего, жидкостные двигатели для ракет-носителей «Протон» и в будущем - для «Ангары», то «Искра», «Машиностроитель» и НИИ композитных материалов - это сугубо твердотопливная тематика, используемая преимущественно в интересах Министерства обороны. В связи с чем особо рассуждать на эту тему, по вполне понятным причинам, не приходится.

В сфере же жидкостных ракет Пермский край с полным правом может считать себя причастным к тому, что примерно 30% мирового грузопотока на околоземную орбиту сейчас осуществляется с помощью ракет «Протон». Учитывая, что остальные 70% делят уже почти два десятка стран, включая США, Францию, Индию, Бразилию, Японию, Южную Корею и, конечно же, Китай, - это очень много. И хотя в Прикамье делают только первую ступень - это основная часть ракеты, которая является мировой космической «лошадкой» №1.

Другое дело, что она летает уже 50 лет и максимальный срок ее использования - 2020 год. На смену идет экологически чистая «Ангара», что немаловажно, потому что в «Протоне» используются гептил и амил, которые являются очень токсичными. А двигатель РД-191 для «Ангары» работает уже на экологически более чистых компонентах - кислороде и керосине. Кстати, поскольку кислород требует очень трепетного отношения к себе, требования к чистоте помещений на «Протоне–ПМ» станут даже более высокими, чем при производстве РД–276 для первой ступени ракет-носителей «Протон».

Вот только официально объявленное на «МАКС-2015» решение о локализации в Перми производства маршевого двигателя для «Ангары» и инвестиции со стороны «Роскосмоса» в 10 миллиардов рублей пока откладываются. Причина проста - отсутствие денег. Прошедший секвестр российского бюджета на 100 миллиардов рублей и сложная геополитическая обстановка особых надежд тоже не порождают.

Но унывать не стоит, поскольку никаких других вариантов, кроме «Ангары», для замены отслужившего свое «Протона» нет. Даже по старым планам года,  «Протон-ПМ» в любом случае должен был производить значительную часть двигателя РД-191 - основные узлы турбонасосного агрегата и другие компоненты. В целом это процентов 25; понятно, что хотелось бы больше, в идеале - так же, как для «Протона», всю первую ступень. Новый губернатор Пермского края Максим Решетников еще может продемонстрировать на «Протоне-ПМ» свои лоббистские возможности.

Конечно, в День космонавтики хотелось бы помечтать о Луне или даже о Марсе, но на уровне Пермского края будет более конструктивным помечтать о «Новом Звездном». Как рассказывал бывший директор «Протона-ПМ» и нынешний глава НПО «Энергомаш» Игорь АРБУЗОВ - а на сегодня это самый высокопоставленный пермяк в российской космической отрасли, - главной идеей будущего технополиса в Новых Лядах станет борьба не столько за сами инновации, сколько за носителей инноваций, за людей, которые способны к генерации идей. Что такое, например, Силиконовая долина? Это носители идей, привлеченные в место, где они могут работать, на очень серьезных условиях. И если Россия хочет вернуть себе лидерство в космосе - это движение надо начинать с создания необходимых условий жизни для привлечения специалистов самого высокого уровня. Это и жилье, и достойная зарплата, и инновационно-внедренческий центр. Помнится, Арбузов даже сравнивал новый технополис со Сколково - но все это он говорил в совершенно других условиях, в том числе финансовых.

А напоследок можно поздравить Пермский край с еще одним достижением в сфере освоения космоса. В идущем сейчас во всех кинотеатрах края космическом блокбастере «Время первых» наш регион очень даже звучит.


Источник: издание «Деловой интерес»
Короткая ссылка на новость: https://a-economics.ru/~1F1Fh